Информация о работе областной пилотной площадки по апробации и внедрению образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет
Несмотря на ряд сохраняющихся вопросов, в целом решена проблема с детскими садами. Сейчас нужно обеспечить все семьи, которые нуждаются, местами в яслях. Тем самым дать возможность молодым мамам продолжить образование или как можно быстрее, если кто-то хочет, выйти на работу, не теряя квалификацию. За три года должно быть создано более 270 тысяч мест в яслях. Для решения этой задачи окажем финансовую поддержку регионам в объеме порядка 50 миллиардов рублей из федерального бюджета.
В целом за предстоящие шесть лет на меры демографического развития, на охрану материнства и детства нам нужно будет направить не менее 3,4 триллиона рублей. Это большая, но не запредельная, реалистичная цифра, это на 40 процентов больше, чем за предыдущие шесть лет. В 2012 — 2017 годах мы с вами направили на эти цели 2,47 триллиона рублей.
2018 году приказом Министерства общего и профессионального образования детскому саду был присвоен статус областной пилотной площадки по апробации и внедрению образовательной программы «Теремок» (для детей с двух месяцев до трех лет)
Основная цель работы областной пилотной площадки: Апробация и внедрение комплексной образовательной программы «ТЕРЕМОК» для развития речи детей раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО, ПООП ДО и другими актуальными нормативно-правовыми документами на основе программно-методического комплекса «Теремок» (для детей от двух до трех лет).
Тема инновационного образовательного проекта:
Апробация и внедрение комплексной образовательной программы «ТЕРЕМОК» для развития речи детей раннего возраста
Научно-методическое руководство: Н.Н. Баукова , методист отдела ДиНО ГБУ ДПО РИПК и ППРО
Сроки реализации проекта: начало – январь 2018 года, окончание – декабрь 2021 года
Ожидаемые результаты (конкретные тиражируемые продукты инновационной деятельности):
Предусмотренные материалами программно-методического комплекса вариативная модель организации образовательной среды и образовательные технологии, отражая основные положения ФГОС ДО и ПООП ДО, будут способствовать:
- проектированию системы условий, обеспечивающих успешную социализацию детей младенческого и раннего возраста в ДОУ;
- освоению педагогами ДОУ стратегического подхода к организации образовательной деятельности, внедрению в практику методов целевого планирования;
- индивидуализации образовательного процесса; углубленному пониманию и внимательному изучению специфики индивидуального развития детей;
- согласованию взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителей воспитанников (или лиц, их замещающих);
- продуктивному диалогу педагога с детьми и их родителями;
- созданию системы сетевого взаимодействия ДОУ с различными партнерами, в т.ч. со специальными службами, школами, организациями дополнительного образования и т.п.
- Программа «Теремок» ориентирована на создание в образовательной организации (и в семье) оптимальных условий для амплификации развития детей младенческого и раннего возраста (от рождения до трех лет) с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка и образовательного запроса семьи.
- Программа имеет комплексный характер, описывает задачи и содержание пяти образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательно развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». В Программе содержание дифференцировано и описано по пяти образовательным областям. Разрабатывается технология проектирования интегрированного содержания, которая будет представлена в программе в качестве педагогического инструментария.
Основой интеграции выступают культурные и личностные смыслы. Целевой ориентир — социокультурный опыт ребёнка.
- Программа строится на основе системы следующих дидактических принципов: амплификации, антропоцентризма, вариативности, диалогичности, инициирования субъектности, интеграции, культуросообразности, природосообразности, целостности и др.
- Программа представляет в динамике «портрет ребёнка раннего возраста», созданный методом «теоретической матрицы» (И.А. Лыкова). В основе данного портрета — физиологические особенности (А.Х. Сундукова, О.Г. Фатхи), линии психофизического развития (В.В. Кожевникова, Е.Д. Файзуллаева), социокультурные ситуации развития для каждого возраста (А.И. Буренина, И.А. Лыкова, В.В. Кожевникова).
- В основе Программы — диалогический подход. Речь интерпретируется как основной инструмент, а диалог — как форма и суть коммуникации (О.С. Ушакова). Диалогический подход рассматривается в Программе не только по отношению к субъектам образовательных отношений, но и к объектам (игрушкам, бытовым предметам, различным материалам, инструментам), которыми наполнена образовательная среда.
- Программа представляет современную модель развития взаимоотношений педагога с детьми в образовательном пространстве: от воздействия (1-й этап) к содействию (2-й этап) и сотворчеству (3-й этап) (И.А. Лыкова, В.В. Кожевникова). Специфика каждого этапа раскрывается через характер потребности ребёнка в освоении нового социокультурного опыта и форму взаимодействия с педагогом.
- Программа предлагает вариант гармоничного сочетания традиций и новаций, фольклорного и современного материала, опыта народной (семейной, материнской) педагогики и инновационных образовательных технологий (О.В. Бережнова, А.Б. Теплова).
- В программе представлены собирательный «портрет современного педагога», готового к реализации программы «Теремок» (А.Б. Теплова), и «портрет современной семьи» (И.А. Дядюнова, М.Ю. Индык).
Научный руководитель: И.А. Лыкова
Научные редакторы: Т.В. Волосовец, И.А. Лыкова, О.С. Ушакова
Авторский коллектив: О.В. Бережнова, А.И. Буренина, И.А. Дядюнова, И.И. Казунина, Е.И. Касаткина, В.В. Кожевникова, И.А. Лыкова, Н.А. Рыжова, А.Х. Сундукова, О.С. Ушакова, Е.Д. Файзуллаева, О.Г. Фатхи
Участники областной пилотной площадки по апробации и внедрению образовательной программы «Теремок» (для детей с двух месяцев до трех лет)
Лидневская Таисия Александровна | Заведующий МБДОУ детским садом |
Ковалёва Виктория Валерьевна | Воспитатель |
Волкова Галина Станиславовна | воспитатель |
Батаева Светлана Александровна | учитель – логопед |
Портянников Евгений Николаевич | педагог – психолог |
Сорокина Светлана Алексеевн | музыкальный руководитель |
Прокопенко Ирина Михайловна | инструктор по физической культуре |
Sorry, the comment form is closed at this time.