Флорики

 

Мы ребята – казачата, в  Новочеркасске все  живем,

В Теремок мы свой  приходим — здесь танцуем и поем,

Много есть чудес  на свете и в родном краю  Донском,

Но такого чуда детям, не найти вам нипочем!

Диво комната казачья в  Теремке у нас теперь,

В старину далекую нам она открыла дверь.

Проходите, не стесняйтесь и всему здесь удивляйтесь!

Интерактивный комплекс «Донская мозаика»

В нашем городе с 2009 года реализуется долгосрочный проект «С чего начинается Родина».

Проект направлен на создание и развитие региональной системы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, возрождения лучших отечественных традиций семейного воспитания.

Авторами проекта стали руководители детских садов города. Куратором деятельности по проекту выступает Управление образования Администрации города Новочеркасска. В рамках проекта проводятся круглые столы, детско-родительские конференции, публикуются сборники методической литературы, организуется детско-родительское конкурсное движение, ведется проектная деятельность.

Вот одним из таких масштабных проектов стало создание на базе детского сада № 11 города Новочеркасска комнаты интерактивного обучения «Донская мозаика».

Почему «мозаика»? Почему «Донская»?

Донская – потому, что все обучение выстроено на ознакомлении детей с казачьим региональным компонентом. А мозаика — потому, что, как творец создает мозаику из множества  кусочков, так и в создании нашего проекта принимало участие много замечательных людей нашего города.

Свое существование «Донская мозаика» начала благодаря Владимиру Витальевичу Киргинцеву — Мэру города Новочеркасска, который подарил нам этот проект.

Игорь Викторович Троценко – начальник Управления образования Администрации города Новочеркасска — осуществлял координацию деятельности по созданию «Донской мозаики».

Благодаря поддержке Совета атаманов окружного казачьего общества Новочеркасский округ ВКО «Всевеликое войско Донское», наш детский сад получил статус «казачий».

Алейников Александр Александрович — войсковой старшина — помог с архивными документами по истории здания нашего детского сада, теперь мы знаем, что вот уже 85 лет, как наш детский сад принимает в своих стенах малышей.

Игорь Николаевич Кисель – директор ООО «База Юг» — человек, специалисты которого создали для нашей комнаты все интерактивное оборудование, впервые все было произведено с учетом казачьего регионального компонента.

Творческий коллектив детей и педагогов нашего детского сада — автор «Донской мозаики».

Своей целью мы поставили: создание условий для развития у детей способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям, с использованием регионального компонента, при  интерактивном обучении.

Для реализации поставленной цели у нашего коллектива имеются необходимый практический опыт, и соответствующее материально-техническое и информационное обеспечение. МБДОУ № 11 участник и призер различных смотров и конкурсов разных уровней, является призером областных, Всероссийских и международных конкурсов; имеет собственные разработки интерактивных уроков по различным направлениям, в том числе и с учетом регионального компонента; МБДОУ имеет публикации в печатных изданиях на уровне области и России. Нами созданы:  цикл проектов по здоровьесбережению, по работе с родителями, проект «Казачий народный календарь»; цикл web-проектов.

Представляем итоги работы педагогического коллектива в рамках КЦП «Флорики»

«Казачья лавочка»  Региональный компонент образовательной программы

МБДОУ детского сада компенсирующего вида № 11,

В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования. Таким образом, на государственном уровне определены значимость дошкольного образования в развитии ребенка и требования к качеству дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования должен реализоваться с учетом региональных и этнокультурных особенностей, соответственно региональное содержание дошкольного образования, может быть реализовано во всех образовательных областях.

Учитывая это, творческая группа педагогов нашего детского сада разработала комплексно-целевую программу «Флорики»,

как вариативную часть образовательной программы МБДОУ.

КЦП «Флорики» учитывает как интеграцию самих образовательных областей, так и интеграцию регионального содержания с обязательной частью нашей образовательной программы и коррекционным направлением работы детского сада.

«Флорики» это:

социально-коммуникативное развитие — предполагает знакомство:

  • с казачьим диалектом;

  • с названиями элементов одежды и предметов обихода казаков,

  • включает ознакомление с народами, населяющими Донской край (казаки, украинцы, русские и др.),

  • их национальными праздниками, традициями и обычаями;

  • формирование представлений об этнической принадлежности, толерантного отношения к людям разных национальностей;

  • воспитание чувства гордости за достижения уроженцев Донской земли, которые внесли вклад в развитие культуры, образования, искусства, спорта, за подвиги земляков-героев Великой Отечественной, Чеченской и Афганской войн.

Региональный компонент, в данной образовательной области нашей программы, реализуется так же через ознакомление с экологической ситуацией на Дону, с природными факторами, опасными для человека, и способами поведения в них; предусматривает ознакомление с казачьими пословицами и поговорками о труде, с производством и промышленностью на Дону, где работают родители и окружающие ребенка взрослые; с продуктами труда, которые производятся в родном крае.

«Флорики» это:

познавательное развитие – направлено:

  • на знакомство с нашим родным городом — с городом Новочеркасском — столицей Донского казачества,

  • знакомством со столицей Ростовской области г. Ростовом-на-Дону

  • и с другими городами и населенными пунктами Ростовской области;

  • с гербом и флагом Новочеркасска;

  • с картой Ростовской области;

  • с климатом, географическим положением, природой нашего края (явлениями неживой природы, растительным и животным миром);

  • с реками, заповедниками.

«Флорики» это:

речевое развитие — включает:

  • в образовательный процесс казачий фольклор (народные сказки, колядки, заклички, прибаутки, пословицы, скороговорки, считалки),

  • а также произведения донских писателей и поэтов,

  • произведения устного народного творчества,

  • стихи, рассказы, повести, сказки.

По данному направлению, учитывая специфику детского сада, специалистами МБДОУ разработана серия интерактивных коррекционных занятий.

«Флорики» это:

художественно-эстетическое развитие — направлено на:

  • ознакомление с изделиями, изготовленными на территории Ростовской области (керамической Семикаракорской и деревянной посудой, изделиями из бересты (туесок, корзина, шкатулка, ложкарница);

  • с казачьими костюмами.

  • Также необходимо знакомить детей с изобразительным искусством, выраженным в произведениях живописи, скульптуры, книжной графики, архитектуры;

  • с художниками и скульпторами — уроженцами Донского края, с керамической Семикаракорской посудой.

  • Очень важно знакомство с казачьим фольклором.

  • Приобщение к казачьей музыкальной культуре происходит за счет введения в репертуар для слушания, пения и ритмики казачьих народных произведений.

«Флорики» это:

физическое развитие предусматривает:

  • включение в образовательный процесс казачьих народных подвижных игр с целью развития двигательной активности, физических качеств,

  • предполагает ознакомление дошкольников с казачьими пословицами и поговорками о здоровье, чтение художественной литературы о героях, обладающих крепким здоровьем, о способах заботы о своем здоровье.

  • Введение регионального аспекта в содержание дошкольного образования предполагает и интеграцию образовательных областей между собой.

  • Ознакомление с казачьими подвижными играми может использоваться в образовательных областях «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и пр. Т

  • Так, например, интеграция подвижных игр с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» проявляется в том, что они побуждают детей к общению в процессе обсуждения правил, выбора ведущих (или водящих), распределения ролей, разделения на команды. Кроме того, многие подвижные игры включают такие правила, как ведение диалога («В платки»), специальные стихи, проговариваемые хором («Ворота»).

  • Также казачьи подвижные игры развивают произвольность поведения, способствуют усвоению моральных норм (образовательные области «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие»).

Ознакомление с устным казачьим народным творчеством раскрывает образовательные области «Познавательное развитие» и «Речевое развитие», а при постановке педагогом соответствующих задач интегрируется с образовательной областью «Физическое развитие».

Уважаемые родители и посетители нашего сайта!

В нашем детском саду создан

мини-музей  «Казачья лавочка»

Мы использовали для создания музея коридор детского сада и страничку нашего сайта. Здесь мы смогли разместить элементы и предметы казачьего быта: прялку, седло для лошади, чугунок, колесо для телеги, самовар, деревянную посуду, коромысло.

Такие экспонаты, как кентарь или безмен, гребёнки для

чески пуха у коз хранятся в отдельном помещении, приносятся и рассматриваются только вместе со взрослыми.

В нашем мини-музее собраны разнообразные экспонаты, дающие представление о хозяйственно — бытовом укладе и трудовой деятельности прошлого.

Приглашаем к сотрудничеству!

http://taisiyads11.rusedu.net/post/6699/96669

Приглашаем в наш музей!

Дошкольный период является благоприятным для:

погружения ребенка в истоки региональной культуры,

включения его в углубленное человекознание,

для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всего жизненного пространства,

для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей,

конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.

Деревянные игрушки у казаков 

Казаки с самого рождения были крестьянами и воинами. Детскими игрушками мальчиков-казаков были деревянные сабли и палки, изображавшие коней.

Игрушки-качалки успокаивали своим

мерным и ритмичным движением.

Они учили детей сосредоточенно рассматривать движущийся предмет.

Как гласят донские казачьи поговорки:

«Казак с конем и ночью и днем»,

«Казак сам не съест, а коня накормит»,

«У коня душа человечья» и т.д.

Таким отношением к коню можно объяснить тот факт, что деревянные коники стали распространенными игрушками маленьких казачат.

Посетите нашу выставку:

http://taisiyads11.rusedu.net/post/6699/96670

Т. А. Лидневская,

заведующий МБДОУ, ПДО