Оптимальная модель сопровождения одаренных детей в МБДОУ детском саду № 11
Во исполнение приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 20.02.2020 года № 147 «Об утверждении плана мероприятий по реализации в Ростовской области в 2021-2025 годах Стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», на основании приказа Управления образования Администрации города Новочеркасска от 23.03.2020 № 168 в нашем детском саду был разработан план мероприятий (Дорожная карта) по реализации в МБДОУ детском саду № 11 в 2021-2025 годах «Стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Цель Дорожной карты:
Создание условий для совершенствования воспитательной деятельности в МБДОУ, обеспечивающей духовно-нравственное развитие участников образовательно- воспитательного процесса, их успешную социализацию и самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации.
Задачи:
— развитие профессиональной квалификации педагогов в области воспитания;
— обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента Федеральных государственных образовательных стандартов;
— создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в МБДОУ;
— создание условий для консолидации усилий социальных партнеров МБДОУ по воспитанию подрастающего поколения;
— обеспечение условий для повышения социальной, психолого-педагогической компетентности родителей воспитанников МБДОУ;
— совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей.
Общая тенденция развития современного общества такова, что творческий поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Подготовка ребёнка к жизни в современных условиях предполагает развитие его внутреннего потенциала в полной мере, то есть выявление и совершенствование всех его способностей. В последние годы работа с одарёнными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений на уровне общества. В связи с этим появились образовательные учреждения, ставящие своей задачей выявление и развитие таких детей. Детский сад – первое общественное учреждение, появляющееся на жизненном пути ребёнка. В нём он должен познавать все тонкости общения с окружающими людьми. Одно из направлений работы нашего детского сада — создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одарённость в настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Работа с талантливыми, одарёнными детьми в детском саду осуществляется через программу «Волшебный сундучок» (сопровождение талантливых и одаренных детей в ДОУ по художественно – эстетическому направлению).
Сопровождение одаренного ребенка — неотъемлемый элемент гуманизации образования России в условиях ее модернизации.
Основными задачами сопровождения одаренных детей в детском саду являются следующие:
- создать условия для развития одаренного ребенка. Эта задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.
- создать условия для развития субъектной позиции одаренного ребенка. Данная задача решается средствами взаимодействия в системе педагог — ребенок- родитель.
- Отслеживать особенности развития одаренного ребенка на различных возрастных этапах дошкольного детства. Эта задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической деятельности.
- Повысить психолого-педагогическую компетенцию воспитателей, родителей, других взрослых по вопросам сопровождения развития одаренного ребенка.
Принципы сопровождения:
- непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка;
- признание уникальности ребенка исключающее усреднение, сравнение одного ребенка с другим;
- бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и самому себе;
- защита интересов ребенка;
- индивидуальный путь развития ребенка;
- учет специфики возрастного и индивидуального развития;
- принцип диалогичности;
- принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку;
- принцип построения развивающей работы на основе диагностики;
Нормы сопровождения заложены в профессиональной позиции педагога, группы сопровождения, они включают:
- последовательное осуществление цикла сопровождения одаренного ребенка;
- владение комплексом диагностических методик;
- выстраивание программы сопровождения одаренного ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации;
- осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;
- любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать;
- ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;
- признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, собственное волеизъявление (право на хочу и не хочу);
- поощрение и одобрение самостоятельности, и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, рефлексии;
- признание личностного равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
- умение быть товарищем, партнером, символическим защитником для ребенка;
- систематическое осуществление педагогами самоанализа, самоконтроля, рефлексии
Этапы сопровождения развития одаренного ребенка
Первый этап диагностический. Он предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, воспитателей и других людей, имеющих контакт с ребенком. Знакомя родителей с возрастными особенностями детей, педагоги вместе с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным возможностям рассматривается как усиление внимания к ребенку с целью определения его индивидуального пути развития. Второй этап уточнение выявленной одаренности ребенка, проведение психолого-педагогического консилиума. На этом этапе воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от других педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка. В детском саду заведующая проводит психолого-педагогический консилиум, на который приглашает также и педагогов по дополнительному образованию. Члены консилиума осуществляют обобщение всей информации о ребенке, определяют группу сопровождения и условия для развития одаренного ребенка. Специалисты сопровождения устанавливают конкретные задачи для каждого субъекта сопровождения, разрабатывают индивидуальные программы и рекомендации по сопровождению одаренного ребенка. Третий этап- проведение развивающей работы с одаренным ребенком в кружке, студии в детском саду, учреждении дополнительного образования; консультативной и другой работы с родителями. На данном этапе в детском саду активно используют возможности дополнительного образования – работа кружков и студий. Большая роль отводится сетевому взаимодействию с социальными партнерами ДОУ. Руководитель дошкольного учреждения заключает договор о сотрудничестве детского сада и учреждений социума. На этом этапе проводятся мероприятия, объединяющие детей, педагогов детского сада, учреждения социума, родителей. Данный опыт создает ситуацию сотрудничества, взаимной ответственности за развитие одаренного ребенка, укрепляет позицию интеграции дошкольного и дополнительного образования.
Четвертый этап— анализ промежуточных результатов сопровождения одаренного ребенка. На этом этапе педагоги проводят в середине, конце учебного года и по необходимости чаще диагностику успешности развития одаренного ребенка и корректировку его индивидуальной программы или рекомендаций. Педагоги организуют в детском саду разнообразные формы презентаций результатов развития одаренного ребенка: выставки авторских работ, сольные концерты, моно-спектакли, фестивали, конкурсы и др.
Эффективность сопровождения одаренного ребенка возможна, если система сопровождения тщательно выстроена, строго индивидуализирована.